Меню сайтаГрамота.ruМузыкаКалендарь
Наш опросМини-чатДрузья сайта |
НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ
РАБОТ Неверно написанную букву или пунктуационный знак учитель подчеркивает, на полях проставляет:
Ф - фактическая ошибка С - ошибка в содержании Р - речевая ошибка I - орфографическая ошибка V - пунктуационная ошибка Г - грамматическая ошибка Z - отсутствие красной строки. I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание). При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется
руководствоваться следующим:
Контрольный словарный диктант При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим:
«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в
диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество
ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и
характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки
и однотипные/неоднотипные ошибки. Критерии оценки орфографической грамотности В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов:
орфографические ошибки и описки. Орфографические ошибки представляют собой нарушение
орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами
или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо
предлагать и т.п.). Орфографические ошибки бывают: 1) на изученные правила; 2) на неизученные правила; 3) на правила, не изучаемые в школе. Все ошибки исправляются учителем, но учитываются
только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми
написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа. Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они
отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода
исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в
наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется
7 правилами). К негрубым относятся ошибки: 1) в словах-исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, если их правописание не
регулируется правилами; 4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они
выступают в роли сказуемого; 5) в написании ы и и после приставок; 6) в написании собственных имен нерусского происхождения; 7) в случаях трудного различения не и ни: Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог
помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное,
как,… При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к
половине ошибки. В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные
ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если
ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она
учитывается как одна ошибка. К однотипным относятся ошибки на одно правило, если
условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими
особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило,
применение которого требует подбора опорного слова или формы слова. Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят,
видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило,
применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова -
определения спряжения глагола. Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными,
так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов;
это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы. Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они
не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.).
Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они
свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются
учителем, но не учитываются при оценке работы в целом. Критерии пунктуационной грамотности Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых
отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются
ошибки грубые и негрубые. К негрубым относятся: 1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире
вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.); 2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или
уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует
постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и.
Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного
предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не
ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как
ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила; 3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск
одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое
грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения. Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных
работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа
однотипных ошибок. Это
объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе
основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет
пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических
ошибок. Нормативы, определяющие уровень орфографической и
пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по
русскому языку для средней школы.
|